На гарантиях турфирм далеко не уедешь
2 апреля 2007 года

Размер так называемого "туроператорского ОСАГО" для фирм, работающих на международном рынке, составит 5 миллионов рублей в год, а в 2008-м - 10 миллионов, для специализирующихся на внутреннем рынке - 500 тысяч рублей. А туристы смогут получить деньги за ненадлежащее оказание услуг с фирмы, обратившись в банк или к страховому агенту.

От турагентств, кстати, никаких финансовых гарантий не требуется. Ежегодно будут требовать банковскую гарантию или договор страхования гражданской ответственности лишь с туроператоров. Эксперты уже прогнозируют разорение отрасли и неизбежный рост цен на туристические услуги. По мнению председателя Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, суммы финансовых гарантий - самые высокие в мире. Небольшие, но законопослушные фирмы не смогут оплатить страховки, а туристы по-прежнему рискуют попасть в форс-мажорные ситуации.

Мелких предпринимателей поглотят акулы турбизнеса

На татарстанском рынке туризма тоже волнения. В республике около 400 турфирм, но пока только три из них заявили на заседании Ассоциации турагентств РТ о готовности оформить финансовые гарантии своим клиентам на случай ЧП. Между тем сроки поджимают - со 2 апреля Федеральное агентство по туризму начнет принимать заявки от компаний, желающих заниматься туроператорским бизнесом, и составлять реестр надежных фирм. Попасть в реестр надо поскорее, ведь пора уже продавать путевки на лето. В перечень надежных фирм будут включены только те, которые уже имеют договоры о банковской гарантии или о страховании ответственности.

- Мы еще не определились, с какой страховой компанией оформить договор страхования гражданской ответственности, - говорит генеральный директор турфирмы "СТЕН" Леонид Пресс. - Это ведь делается небесплатно, нужно платить проценты с финансовых гарантий. Так, банки просят сто тысяч рублей с пяти миллионов.

По мнению Леонида Пресса, новые правила выгодны крупным московским фирмам, имеющим по всей стране дилерскую сеть. Эти фирмы и лоббировали принятие закона, чтобы выдавить из регионов туроператоров. Татарстанским же турфирмам, которые не в состоянии предоставить гарантии, придется заниматься агентской деятельностью или вообще уйти с рынка туризма.

От "кидал" закон не защитит

Сырым и непроработанным назвал обновленный закон генеральный директор турфирмы "ИНТУРЦЕНТР" Марсель Мусин:

- Цель у разработчиков закона была благая - убрать фирмы-однодневки, а туристы думают, ну вот наконец-то их защитили от "кидал". Да кинуть клиентов может любая фирма, если захочет. А если компания обанкротится, то с нее много не возьмешь - поделят пять миллионов или 500 тысяч рублей на всех пострадавших туристов. Меня лично очень волнует деятельность турагентств. О какой защите можно говорить, если с 1 января этого года отменили лицензирование туристических услуг. Теперь любой вправе продавать путевки, где захочет. Раньше от работников турагентств требовали профессиональных знаний, а сейчас без всякого образования торгуй турами хоть в рыбном магазине, хоть на базаре. Назовешь агентство, скажем, "РИК" - рога и копыта - и заманивай дешевыми путевками. Было бы более эффективно в обязательном порядке страховать туристов и в случае их возможного невыезда.

Обеспокоен гендиректор еще и тем, что из-за введения фиксированных сумм гарантий для всех туроператоров, независимо от их оборота, пострадают небольшие компании, выполняющие индивидуальные заказы. Сейчас не все отдыхающие хотят проводить отпуск, скажем, в Анталье или Хургаде, некоторые мечтают уединиться в каком-нибудь тихом местечке. Но на индивидуальных заказах, особенно на турах за рубеж, фирмы, как правило, много не зарабатывают, и для них финансовые гарантии могут быть неподъемны.


Чартерные рейсы задерживаются, а виноваты турфирмы

Испортить отпуск может даже дорогое романтическое путешествие на Мальдивские или Сейшельские острова.

- Из-за задержек чартерных рейсов мы теряем клиентов, - говорит заместитель гендиректора турфирмы "Спутник" Юрий Перцев. - Порой туристы вынуждены часами ждать вылета самолета и томиться в переполненных аэровокзалах. Наши клиенты, а среди них немало зарубежных туристов, приезжающих в республику, предъявляют нам претензии, мы в свою очередь - авиакомпаниям. Но у авиаперевозчиков всегда находятся оправдания: то из-за метеоусловий не смогли вовремя вылететь, то еще по каким-то причинам. В результате крайней оказывается турфирма. Взыскать с авиакомпании неустойку по-прежнему будет непросто.

...Слухи о резком подорожании путевок в связи с принятием закона о финансовых гарантиях руководители татарстанских турфирм все же не подтвердили. На стоимость туров может повлиять рост цен на бензин или, например, увеличение платы за гостиничные номера. А юристы советуют не гоняться за дешевыми турами. Торговать путевками до 1 июня будут все кому не лень, и может случиться так, что фирмы, у которых этой весной вы приобрели путевки, летом окажутся вне закона. А с обанкротившейся фирмы вам даже через суд не удастся вернуть деньги.

"Вечерняя Казань", Валентина ПАХОМОВА